Профессиональная подготовка, инструктаж и обучение операторов технических систем правилам безопасности и экологичности
Успешность деят-ти оператора оценивается по его точности, быстродействию и надежности. Точность опред-ся по ошибками и погрешностям, быстродействие - по скорости выполнения раб. операций, надежность - по вероятности обеспечения требуемого качества деят-ти за заданное время работы. Осн. содержание работы оператора - прием и переработка инф-ции, принятие реш. и его реализация. Недостаток или избыток инф-ции, дефицит времени, сложность принимаемого реш., степень ответ-ти за него - это требует опред. уровня эмоц-ой устойчивости, значит. скорости интеллект. процессов, выс. точности выполнения слож. действий. Этот перечень качеств оператора необходим для успешной деят-ти и мало сказывается на ее без-сти и профилактике производ-го травматизма. Процесс обучения д/н включать: 1. объяснение и уяснение материала; 2. отработку и овладение материалом; 3. контроль исходного, промежуточного и конечного уровней обучения. Организация процесса обучения предполагает: вы¬бор форм и методов обучения, разработку средств обучения или их выбор из имеющихся, планирование последоват-ти и длит-ти всей сист. занятий. Перспективным средством подгот. операторов явл-ся тренажеры, которые позволяют моделировать практически все рабочие ситуации и в т.ч. аварийные. Поступившие на предприятие руководители и -специалисты проходят вводный инструктаж, который проводит инженер по охране труда (ОТ) или лицо, на которое приказом рук-ля пред¬приятия возложены эти обязанности. Инструктаж включает ознакомление: 1. с состоянием условий и ОТ, производств. травматизмом и профес-ми заболеваниями на пред-ии; 2. с законодат. и др. норматив. правов. актами по ОТ, коллектив. договором на пред¬-ии; 3. со своими должностными обязанностями по обеспечении ОТ; 4. с порядком и состоянием обеспечения работников средствами индивид. и коллектив. защиты и др.